На спутнике Сатурна Дионе обнаружены подземные океаны

Новые фотографии, полученные межпланетной станцией НАСА «Кассини» дают косвенные доказательства наличия больших объемов подпочвенных вод на Дионе – небольшом ледяном спутнике Сатурна. На Дионе, диаметр которой составляет всего 1,123 километра, есть гора длиной в 800 километров (высота ее варьирует от 1 до 2 километров) – хребет Яникул.

По фотографиям с «Кассини» видно, что хребет деформировал ледяную кору Дионы на 0,5 километров – именно это указывает на существование подземного океана. «Прогиб коры под Яникулом заставляет предположить, что ледяная кора – теплая, и лучший способ объяснить это тепло – предположить, что в эпоху формирования хребта на Дионе был подземный океан», - заявил Ной Хэммонд (Noah Hammond), сотрудник Брауновского университета (Провиденс, штат Род-Айленд), в пресс-релизе НАСА.

Собираются все части мозаики: теперь видно, чем Диона похожа на Энцелад, другой спутник Сатурна, известный своими ледяными гейзерами, - говорит Бонни Буратти (Bonnie Buratti), сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, Калифорния, возглавляющий научную группу «Кассини», изучающую ледяные спутники. «Активных миров, полных водой, может быть больше, чем мы считали раньше», - добавил Буратти.

Астрономы полагают, что подземные океаны могут присутствовать на Энцеладе, Титане и на Европе (спутнике Юпитера) – это самые геологически активные миры Солнечной системы. Ученые, разыскивающие химические «кирпичики» внеземной жизни занимались именно этими мирами. Теперь астробиологический потенциал обнаружен и у Дионы.

Недавно «Кассини» обнаружила слабый поток частиц, вылетающих с Дионы. Фотографии с космического аппарата указывают на возможное присутствие «слякотного» слоя под твердой ледяной корой спутника, а также древних разломов, из которых выбрасывается лёд и углеродные частицы.

На спутнике Сатурна Дионе обнаружены подземные океаны

Пролетая вокруг Сатурна, Диона сжимается – и поэтому нагревается. Когда ледяная кора спутника скользит независимо от ядра, сила притяжения Сатурна увеличивается, что создает в десять раз больше тепла, утверждает Хэммонд. Другие объяснения роста температуры – «горячая точка» на самой Дионе или ассиметричность орбиты – представляются маловероятными.

Ученым еще предстоит выяснить, почему Диона не столько геологически активна, как Энцелад. Возможно, что на Энцеладе более мощные приливные силы. Или большее количество скальных пород в ядре Энцелада стало причиной радиоактивного нагрева от тяжелых элементов. Так или иначе, жидкая вода оказалась распространенным явлением на ледяных спутниках. Появилась надежда, что и другие ледяные миры (например, карликовые планеты Церера и Плутон) также обладают подземными океанами и, вероятно, средой, благоприятной для развития микроорганизмов.

Источник: nauka21vek.ru